Архив на месяц Январь, 2011

14 Январь

Дрова для звука.

Влияние породы дерева на тембр звучания часто недооценивается. В целом, чем плотнее древесина, тем острее и ярче звучание, а чем плотность меньше, тем звучание более обтекаемое и мягкое. Звук передается от внутренних стенок корпуса к уху.  Ухо улавливает колебания корпуса, и  на эти колебания влияет чуть ли не каждый участок камеры наушника. Разные участки резонируют по разному, усиливая тем самым одни частоты тембра и фильтруя другие. Кроме того, ухо улавливает и чисто акустическое звучание корпуса наушника, которое суммируется с основным звучанием драйвера. Влияние дерева корпуса наушника распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после появления звука и его затухание. Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого слушателя разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и субъективный характер. Приведенные ниже характеристики основаны как на собственных наблюдениях, так и на выводах, сделанных мастерами по изготовлению музыкальных инструментов.


Beech

Бук по своим акустическим свойствам очень похож на твердый ясень. Обладая всеми положительными качествами, присущими ясеню, бук обладаем еще одним, крайне важным качеством: чашки бука практически одинаковы по звучанию от экземпляра к экземпляру, что делает бук очень удобным для достижения предсказуемо высокого результата.

Ольха имеет довольно тесно расположенные поры, примерно как у липы, но с более чётким “зернистым” рисунком. Ольха имеет сбалансированный тембр, без преувеличения в какой либо области спектра частот, за исключением слегка более выраженной верхней середины. Благодаря этому звук четкий и читаемый. Ольха достаточно хорошо резонирует, имеет сложные характеристики и хороший динамический диапазон. Не смотря на то, что ольха наиболее соответствует блюзовому и роковому звучанию, она весьма универсальна и применима в любом стиле музыки.

Ash

Северный твердый ясень. Это очень музыкальное дерево, сочетающее яркость и в то же время тепло звучания при большом динамическом диапазоне. Ясень имеет чистые, звенящие, колокольные верха, немного проваленную, но сложную середину и мощные, плотные низы. Характеристики средних частот довольно сильно разнятся от куска к куску, в результате чего наушники из ясеня больше отличаются друг от друга по звучанию, по сравнению с другими. Ясеневые чашки для наушников обладают очень быстрой атакой и очень хорошо резонируют по всему спектру частот. Их звучание, особенно на чистом или слегка перегруженном звуке, очень детальное и сложное.

Американская липа очень легка, имеет плотную зернистость и однородный рисунок. Американская липа – очень мягкое дерево и оно легко проминается. Благодаря своей мягкости высокие и сверхнизкие частоты спектра смягчены, что дает ярко-выраженную середину и выделяет у нот частоту основного тона. По сравнению с ясенем или ольхой, тембр не слишком сложен, динамический диапазон несколько ограничен. Смягченные верха компенсируют склонность некоторых наушников акцентировать высокие частоты. В результате, чашки из липы хорошо подходят для Металла и Рока. На чистом звуке чашки из липы склонны к некоторой стерильности.

Mahogany

Махогони отличается изящным рисунком с большими порами. Это дерево плотнее и тяжелее ольхи, но легче клёна. Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину со слегка акцентированной низкой серединой и мягкими высокими частотами. В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый. По динамическим качествам, махогони имеет достаточно хорошую атаку. Благодаря этому, чашки из махогони хорошо подходят для рок-музыки, акустической музыки, джаза. Отдельной особенностью является то, что возраст оказывает положительное влияние на махогони. Бытует мнение, что с каждым годом оно звучит интереснее.

Maple

Восточный твердый клён знаменит своим свойством добавлять яркости в звучание. Он также способствует тому, что каждая нота звучит отчетливо, а не размазано. Твердый клён обладает достаточно ярким звуком, с плотными, выразительными верхами и верхней серединой. Не смотря на то, что низы у этой породы не так сильны, они достаточно хорошо читаются и при использовании подходящего драйвера может звучать просто великолепно.

Rosewood

Красное дерево (Палисандр) – очень твердая, плотная порода. По звучание ближе всего к клёну, но немного больше резонирует и звучит теплее.

Ель очень мягкая и довольно легкая древесина, но при этом она весьма упруга. Как и ясень, плотность ели не постоянна от места к месту. Ель имеет очень широкий частотный диапазон, даже больший чем у ольхи, с акцентированными средними частотами.

Eu_walnut

Европейский орех – плотное, средней твердости дерево с текстурой больше похожей на ясень, но более постоянное по плотности, как махогон. По тембральным характеристикам грецкий орех тёплый, с ярко выраженной нижней серединой и даже более сложной серединой по сравнению с махогони (по сложности ближе к ольхе). Диапазон верхних частот достаточно яркий, но не очень акцентированный.

Am_walnut

Орех американский – еще более плотное, чем европейский орех, дерево. При очень схожем с европейским орехом характере звучания обладает одной, очень немаловажной особенностью – очень детальный диапазон верхних частот, чуть более акцентированный в самом верху. Прекрасно подходит для прослушивания сложных джазовых композиций.

Wenge

Венге – твердое африканское дерево. По звучанию и весу больше всего оно похоже на твердый клён, но с чуть большим акцентированием верхней середины и с более широкой сценой.

Oak

Дуб очень твердый, но при этом пористый, что придает звучанию чашек из этого материала сочетание лучших акустических свойств как твердых, так и мягких пород дерева. Применение чашек из дуба делает звучание прозрачным и, одновременно, делает бас артикулированным и собранным. Достаточно универсальный материал, но наиболее подходит для почитателей сложных музыкальных жанров.

Merbau

Мербау — очень твердый материал. Использование мербау при изготовлении чашек обусловлено тем, что это дерево очень «отзывчиво» и резонирует в ответ на даже самый тихий звук. Акцентирует самый верхний диапазон. При этом нижний диапазон отлично читаем и лишен гула. Идеально подходит как для музыкальных жанров, изобилующих акустическими инструментами, классики и джаза, так и для сложной электроники и поп-музыки.


Amaranth

Амарант – один из лучших вариантов акустического оформления наушников. При некотором сходстве с дубом и грабом по характеру влияния на звучание привносит в это звучание теплоту и бархатистость. Амарант можно рекомендовать любителям комфортного и, одновременно, максимально детализованного звучания.


Sapele

Сапеле – практически полностью повторяет все свойства звучания палисандра. Различия крайне незначительны.


Hornbeam

Граб — очень твердый и крайне сложный в обработке материал. Использование граба при изготовлении чашек обусловлено тем, что это дерево очень «отзывчиво» и резонирует в ответ на даже самый тихий звук. Акцентирует самый верхний диапазон. При этом нижний диапазон прекрасно читаем и лишен гула. Отлично подходит для музыкальных жанров, изобилующих акустическими инструментами, для классики и женского вокала.

Нужно еще учесть тот факт, что породы дерева сравнительно высокого качества и плотности, вероятнее всего, будут давать схожие результаты. А также, кроме влияния самого материала чашек, не менее важными являются конструкция чашки, ее толщина, объем и конфигурация внутренней камеры, способ обработки чашки, материал покрытия.

Однозначных рецептов изготовления идеальных чашек нет. Все делается методом многочисленных практических экспериментов и применимо только для определенной конкретной модели наушников.

Также стоит учитывать тот неоспоримый факт, что личные вкусовые и жанровые предпочтения того или иного слушателя могут кардинально различаться. Универсальности при создании того или иного типа звучания, к сожалению, достичь невозможно. Поэтому, во избежание разочарований и неоправдавшихся ожиданий, настоятельно рекомендуется при выборе наушников опираться не только на рекомендации, отзывы и рекламную информацию, но и на собственные ощущения от прослушивания. Слух у всех разный. Представление о настоящем звуке у каждого свое.

Жанровые предпочтения у всех разные. Универсального звучания, которое бы удовлетворило бы всех и сразу достичь не удавалось, не удается и не удастся никому.

Именно поэтому каждая из вышеперечисленных пород дерева имеет право на применение в качестве компонента акустической системы и может привнести в звучание стандартного для определенной модели звучания свой , неповторимый и уникальный характер.