Маркетинг по Пушкину…

Сегодня, ребята, мы поговорим о технологиях и обмане.

pushkin_hipster[1]

На одном из тематических аудиоресурсов промелькнула информация насчет новой «разработки» одной из компаний в области динамиков для высококлассных наушников-затычек (IEM). В двух словах, суть сводится к двухмембранной коаксиальной конструкции с двумя катушками. Так они планируют расширить АЧХ в области сверхвысоких частот… Такое в 80-х годах придумала, запатентовала и использовала в своих АС с плоскими коаксиальными динамиками на «сотовых» мембранах компания Technics. 

Нас спросили: а что же мы думаем по этому поводу, знаем ли об этой «новой» технологии?

И вот наш ответ на это (приготовьтесь, возьмите блокнотик и карандаш, налейте рюмку коньячку — будет много умных слов):

• Вес и инерционность мембран современных динамиков для наушников и так стремится к нулю. Это дает им возможность воспроизводить абсолютно полный диапазон частот с самым полным динамическим диапазоном, который только может потребоваться живому человеку. Усложнять мембраны, или делать их двойными/тройными и т.д., именно для расширения АЧХ, смысла нет ни малейшего.

• Причина невысокого качества звучания динамиков в том, что пленка мембраны мягкая и подвержена:
а) зонным деформациям,
б) ответному давлению сжимаемого мембраной, словно поршнем, воздуха,
в) изгибу профиля при движении (подвес сгибается/разгибается), что выводит мембрану из поршневого режима работы.
А это все приводит в многократному росту нелинейных искажений.

•  Сам компрессионный принцип работы динамика делает невозможным его полноценную работу в маленьком герметичном пространстве слухового канала. Динамические излучатели спроектированы для работы в условиях, когда упругость объема воздуха озвучиваемого пространства пренебрежительно мала в сравнении с упругостью подвеса динамика. В условиях IEM, упругость воздуха в слуховом канале слишком велика и сильно влияет на механические свойства мембраны, из-за чего непредсказуемо изменяется АЧХ и растут искажения.
Но и благодаря этому же, КПД динамиков на НЧ в IEM на порядки выше, чем у динамиков акустических систем, работающих на большие пространства — с одной стороны это позволяет получать мощный бас безо всякого колдовства со сложным акустическим оформлением (всякими фазоинверторами, лабиринтами и прочими бандпассами), а с другой стороны, НЧ в 99% случаев не блещут артикуляцией и чистотой (мутный гудящий бас — это отсюда).

•  Из-за той же самой компрессии объема воздуха в слуховом канале, искажения сильно зависят от амплитуды сигнала (тот самый эффект закладывания ушей на пиках сигнала или на НЧ). Это является причиной:
а) потери равномерности распределения звуков на сцене (громкие звуки кажутся ближе, чем тихие, хоть и могут исходить из одного и того же инструмента),
б) еще больших зонных искажений, из-за сжатия воздуха в слуховом канале и его ответного давления на мембрану.

•  Слуховой канал слишком короткий, и в нем не укладываются звуковые волны почти во всем слышимом диапазоне.
Для справки: длина слухового канала примерно ~26мм, из которых ~1/3 занимает сам наушник, вставленный в ухо. В оставшиеся ~17мм укладывается волна на частоте ~20КГц (которую практически никто и не слышит…). Все более низкие частоты будут отражаться от барабанной перепонки, возвращаться в мембрану, встречаться со следующей частью периода соответствующих волн, хаотично усиливая отдельные полупериоды волн по амплитуде, прежде, чем звук начнет формироваться на поверхности барабанной перепонки… И так много раз, порождая лавинообразный рост паразитных гармоник, спектр которых будет представлять собой непредсказуемый частокол гармонических искажений, разной частоты и величины. Причем этот частокол будет абсолютно непостоянным, завися от спектра музыкального сигнала, уровня громкости, расположения наушника в ухе и т.д… На слух он будет восприниматься как потеря прозрачности и естественности звучания, схлопывание объема, «воздуха» в звуке.

Из-за всего вышеперечисленного следует, что для радикального улучшения качества звука в динамических IEM, следует отказаться от самой технологии компрессионного динамического излучателя.


Есть конечно вариант снятия компрессии с помощью вентиляции объема воздуха в слуховом канале (обычно, это боковое отверстие в звуководе, ведущее наружу), но тогда мы получим резкое падение отдачи на НЧ, в полном соответствии с законами «большой акустики» (но и заметное повышение артикуляции и тональной чистоты, т.е. общего качества НЧ). А так же можно увеличивать жесткость мембраны, с помощью всяких покрытий и напылений (например керамика или титан), для снижения уровня зонных искажений и деформаций мембраны.

Технология излучателей на основе сбалансированного якоря (арматуры) не имеет проблем с компрессией и искажениями, поскольку в арматурном излучателе:
а) мембрана жесткая, в основном представляет собой металлическую пластинку, и не подвержена зонным деформациям.
б) сама мембрана работает не по принципу поршня, сжимая воздух, а скорее по принципу веера, раскачивая его.
Благодаря этому арматура отличается на порядки меньшими искажениями, нежели динамики (но более узким диапазоном частот и более криволинейной АЧХ).
То есть арматура избавлена от одной проблемы динамиков, но имеет другую и никак не решает третью — короткий слуховой канал, в котором банально не умещаются звуковые волны в полную длину… Эту третью проблему вообще невозможно решить в наушниках любой конструкции, в силу самой идеи приблизить источник звука к ушам.

Что мы имеем в сухом остатке?
А то, что никакие вариации с двух-трех-десяти-полосными-драйверными-мембранными, и т.д., динамическими конструкциями любой геометрии и стоимости, не способны дать по-настоящему качественного звука в формфакторе IEM до тех пор, пока не будет решена проблема компрессии звукового давления в слуховом канале. А для этого придется менять сам механизм преобразования механических колебаний в звуковые волны.

Все, высосанные, в лучшем случае, из пальца, «новые» технологии с громкими заявлениями и яркими рекламными компаниями от крупных, и не очень крупных, брендов — это абсолютная, стопроцентная маркетинговая профанация, топчущаяся на месте, не решающая главных проблем, и имеющая единственную цель — вызвать вау-эффект и жгучее желание немедленной покупки у технически малограмотного, в этой сложнейшей области, потребителя. А дальше в силу вступит защитный механизм самовнушения. Ведь должно же подсознание как-то оправдать перед аналитическим мышлением огромную сумму потраченных денег…

Как писал Пушкин:
«Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад…»       

chelovveka-obmanuli[1]